Н.Мормуль
Аварии и катострофы в подводном флоте США.
Первое трагическое событие в ВМС США относится к 1954г.,когда в результате аварии главной энергитической установки погибло четыре человека.В июне 1960г. наборту "Сарго" при погрузке кислорода произошёл взрыв,вызвавший пожар.Чтобы не допустить его распространения,лодку затопили прямо у пирса.После подъёма её поставили в док и отремонтировали.
В 1961г. было отмечено повышение радиоктивности на борту подводного ракетоносца "Теодор Рузвельт" ,вызванное неправильными действиями персонала при обслуживании первого контура реактора.В результате пришлось снять ракетоносец с боевого дежурства и провусти его дезактивацию.
В октябре 1962г. на атомной подводной лодке "Тритон",стоявшей на судоверфи в Гротоне,возник пожар,который нанёс значительные повреждения.
Первая катострофа постигла американских подводников 10 апреля 1963г.: через двое суток после выхода с базы на глубоководные испытания в Атлантике затонула лодка "Трешер" (в переводе с английского морская лисица,тип сельдевой акулы) с экипажем из 129 человек. Шок,который испытала,получив это известие, нация, сопоставим с тем, который вызвала гибель "Челенджера" много лет спустя
. "Трешер" был головной лодкой в серии из 30 единиц по плану строительства. Она знаменовала вступление в строй противолодочных атомоходов, обладающих высокой скоростью (30 узлов),большой глубиной погружения (до360 м),продублированной ядерной энергитической установкой (до этого на американских подлодках был лишь один реактор) и 20-40 ракетоторпедами типа "Саброк". Строительство корабля, стоимость которого составила 60 млн. долларов, длилось 38 месяцев. 3 августа 1961 г. лодка была передана ВМС США под командование капитан - лейтенанта Д. Харви. Американские судостроительные компании устанавливают гарантийный период эксплуатации в пределах 9-12 месяцев. Летом 1962 г. " Трешер " была поставлена на судоверфь Портсмута для устранения замеченных дефектов. За год плавания удалось выявить и устранить 875 неисправностей и недоделок, подавляющее большинство которых оказались незначительными и касались быта и удобства эксплуатации. Однако было обнаружено 130 дефектов в конструктивных решениях, пять из которых связаны с безопасностью корабля. К поискам затонувшей лодки приступили незамедлительно. На следующий день была создана следственная комиссия, в которую вошли опытные подводники и кораблестроители. В то время ВМС США не обладали поисковыми силами, обеспечивающими эффективные действия на глубине 2500 м, и операцию поручили океанографическому судну " Атлантис -2 " и батискафу " Триест ". В поисковых операциях учавствовало несколько десятков боевых кораблей ( в том числе и атомные подводные лодки ), а также другие суда и спец средства. Обнаруженные предметы, комплекты запчастей, куски трубопроводов с номерами лодки " Трешер " и фамилией рабочего, выполнившего монтаж, дали возможность достоверно опредилить место её гибели. Лодка затонула в точке с координатами 41 градус 43 минуты с. ш. и 64 градуса 57 минут з. д. Однако причины гибели, как и в большинстве случаев, когда речь идёт о катострофах на подводных лодках, с точностью установить не удалось. Комиссия, опубликовавшая свои заключения полтора года спустя, высказала следующие предположительные причины:1. Акт саботажа или диверсия;
2. Поступление воды в прочный корпус из-за повреждения коммуникаций
;3. Разрушение прочного корпуса на глубине, близкой к предельной ( хотя в процессе эксплуатации за год
" Трешер " сорк раз погружалась на предельную глубину );4. Провал подводной лодки за предельную глубину из-за неправильных действий личного состава.
Моральную вину за катастрофу материалы комиссии возлагают на высших военных руководителей США. В условиях гонки вооружений качество оборудования отходило на второй план, предпочтение отдавалось увеличению боевой мощи. Кроме того, сдача подводной лодки в установленный срок поощрялась наградами, повышением по службе и премиями как конструкторам, так и ответственным работникам ВМС. Уже на следующий день после гибели лодки в адрес командования ВМС посыпались упрёки - перед выходом в море у многих членов экипажа были сомнения в подготовленности лодки к предстоящему плаванию. Катастрофа с американской атомной подводной лодкой неоднократно анализировалась в СССР. В этой связи можно отметить серьёзные и весьма полезные для подводников исследования, проведённые инженерами Г. Лисовым и А. Нарусбаевым ( "Тайна гибели "Трешера" " ). Институт ВМФ СССР издал специальную брошюру с красноречивым названием "Гибель подводной лодки "Трешер" заложена в её проектировании". Разумеется обе книги в достаточной степени политизированы. Продолжим список аварий, произошедших на американских атомных подводных лодках. В 1963 г. на серийной строящейся лодке " Флешер " ( типа " Трешер " ) возник пожар. Трое рабочих погибли, двое получили тяжёлые ожоги. Пять лет спустя после гибели "Трешера", в 1968 г. затонула атомная подводная лодка " Скорпион ", из 99 членов экипажа также никому не удалось спастись. Атомоход водоизмещением 3100 т под командованием Ф. Слеттери вышел с военно - морской базы Норфолк для участия в учениях 6-го американского флота. На обратном пути " Скорпион " на 27 миль отклонился от курса и оказался юго - западнее Азорских островов. Командир сообщил об этом по радио 21 мая 1968 г. Больше сообщений с лодки не поступало. Прибытие её в Норфолк ожидалось 27 мая, но она так и не появилась. Была создана комиссия под председательством вице-адмирала Б. Остина, который участвовал в расследывании причин гибели "Трешера". Комиссия завершила работу в середине июля, опросив 65 свидетелей. Её заключение: атомоход превысил предельную глубину погружения и затонул "по неизвестной причине". Однако участвовавшие в расследовании эксперты отметили, что из-за недостатка средств на " Скорпионе " не произвели существенные переделки, которые в обязательном порядке должны были быть реализованы после гибели "Трешера". В частности, не отремонтировали систему аварийного продувания цистерн главного балласта. Кроме того, на " Скорпионе " не был установлен аварийный радиомаяк, автоматически всплывающий при превышении предельной глубины погружения. Через несколько месяцев батискафу " Триест-2 " удалось обнаружить и сфотографировать останки " Скорпиона ". Как и после гибели " Трешера ", подъём лодки не предусматривался из-за значительной глубины затопления - 2500 м. Гибель этой лодки стала последней в ВМС США, хотя тяжёлые аварии происходили и позднее. Так, на лодку " Патрик Генри " рухнула запущенная с неё же баллистическая ракета. " Джордж Вашингтон ", следуя в подводном положении на перископной глубине, протаранил японский сухогруз " Ниссиомару ", потопил его и скрылся, не оказав помощи терпящим бедствие морякам. Объективности ради следует отметить и тот факт, что в ВМС США основной ударной силой являются не подводные лодки, как в ВМФ СССР, а авионосцы. Именно с этими кораблями, а с 1942 г. их построено 187, и связаны крупнейшие аварии в американском флоте. Достаточно сказать, что со времени взрыва на авионосце " Беннингтон " в 1953 г. и до недавней аварии на " Айове " погибло около пятисот человек. После гибели " Скорпиона " командование ВМС США принимает организационно-технические меры, в том числе прекращает почти на пять лет арктические походы как наиболее опасные. Надо считать эти меры эффективными, так как уже в течении четверти века американским подводникам удаётся избегать катастроф.