Н.Мормуль

 

Трагедия в Бискайском заливе

 

В конце 60-х начале 70-х годов в караблестроении царила безудержная гонка: корабли сдавались с недоделками, принимались совместные решения, исключающие из программы испытаний те или иные мероприятия, которые влияли на сроки сдачи. Перенос этих мероприятий на более поздние сроки, уже после сдачи подводной лодки флоту, носили хронический характер. К 1970г. больше десятка стратегических лодок "настрогал" Северодвинский завод, во всю трудились сормовичи, ленинградцы и дальневосточники. Лодки - многоцелевые, ударные с крылатыми ракетами - не уступали ничем американским. Как не гордиться этим!

9 апреля 1970 г. звонок из Москвы в штаб соеденения Северного флота строго секретный: "Валю Пашина знаешь?" - "Знаю!" - "Далеко за углом, без хода и связи. Осмотритесь у себя, принимайте меры". - "Есть!" В переводе на нормальный язык, это значит: подводная лодка "К-8" находится на боевой службе, всплыла, не имеет хода и связи. А что сообщили всему миру (кроме нас) средства массовой информации в то время вероятного противника: "12.04 Советская атомная подводная лодка класса " Ноябрь " затонула в Атлантическом океане примерно в 300 милях к северо-западу от Испании. 11 апреля она была замечена в море неподвижной, команда на палубе старалась прикрепить буксирные тросы к двум сопроваждавшим лодку советским судам.

Утром 12 апреля патрульными самолётами П-3 американских ВМС удалось обнаружить на том месте, где была лодка, только два нефтяных пятна; лодка считается затонувшей… Советские патрульные корабли охраняли зону гибели непрерывно в течении шести месяцев…". 11 апреля 1970г. в Бискайском заливе, на глубине более 4500 м затонула наша атомная субмарина, погибла часть экипажа во главе с командиром - капитаном 2 ранга Всеволодом Бессоновым (ему присвоено посмертно звание Героя Советского Союза, одна из улиц гарнизона, где он служил, названа его именем).

Подводная лодка " К-8 " возвращалась с боевой службы, шли 51-е сутки плавания, глубина 120 м, скорость 10 узлов, в центральном посту командир подводной лодки Бессонов, командир БЧ-5 капитан 2 ранга инженер Валентин Пашин. В 22 часа 30 минут 8 апреля 1970г. почти одновременно в двух отсеках (третьем и восьмом) начался пожар. Через шесть минут лодка всплыла на поверхность. Пожар в восьмом отсеке был настолько интенсивным, что уже через несколько минут сработала аварийная защита реакторов обоих бортов из-за выхода из строя силовой электоросети. Подводная лодка осталась без хода, без связи и электроэнергии. Центральный и все примыкающие к нему отсеки загазованы продуктами горения, лишены освещения и индивидуальных средств защиты, не посещаемы. Были запущены дизель-генераторы, но нагрузку принять не смогли из-за неисправности. К утру 9 апреля весь личный состав из кормовых отсеков выведен на палубу, из восьмого отсека вынесли 15 трупов. Отсеки с пятого по девятый загерметизированы, не посещались, их состояние неизвестно. Кормовые цистерны главного балласта неоднократно продувались для выравнивания дифферента и поддержания плавучести корабля. Лодка находилась всё это время в дрейфе, на подошедшие суда высажена часть экипажа. Индивидуальные средства защиты к 10 апреля были израсходованы, в седьмой и восьмой отсеки проникла забортная вода и они продолжали заполняться. Подводная лодка осталась без технических средств поддержания плавучести. К вечеру 11 апреля, когда все отсеки оказались загазованными, командир принял решение частично эвакуировать личный состав на суда сопровождения. За подводной лодкой велось радиолакационное наблюдение. Утром 11 апреля в 6 часов 20 минут атомная подводная лодка "К-8" с радиолокационных экранов судов, которые наблюдали за ней, исчезла. Через короткий промежуток времени на судах сопровождения были отмечены два мощных гидравлических удара - произошло разрушение прочного корпуса на запредельной глубине погружения. Погибли 52 человека. Таким образом, в результате пожара в третьем и восьмом отсеках, последующей потери запаса плавучести и продольной остойчивости лодка, всплыв после пожара из глубины, не сумела удержаться на плаву и затонула. Личный состав корабля действовал героически вплоть до самопожертвования. Так корабельный врач, старший лейтенант П.Соловей передал свой аппарат индивидуального дыхания матросу, которому сделал операцию по удалению аппендицита. Матрос был спасён и эвакуирован на суда сопровождения, а врач погиб в восьмом отсеке от отравления окисью углерода. Старший помощник командира капитана 2 ранга В.А.Ткачёв отказался покинуть корабль, несмотря на приказание, и погиб вместе с лодкой. Гибель "К-8" до 1991г. хранилась в тайне. В гарнизоне в Гремихе поставили памятник, изображающий эпизод передачи дыхательного аппарата врачом своему пациенту.



Группа офицеров у памятника подводникам " К-8 ", погибшим в Бискайском заливе 11 апреля 1970 г. Посёлок Гремиха.



На главную Назад
Hosted by uCoz