Техническая сторона дела представляется довольно простой: необходимо запустить собственную
пароэнергитическую установку и провернуть полученным паром турбины. На столь ответственное испытание прибыл
лично главком, а руководил им, естественно, Александров со своей пусковой командой.
Провозились мы за полночь. Как обычно, где - то обнаружились течи, прохудилась рубашка у насоса - всё это
пришлось менять. Но когда наши неприятности завершились, все вдруг поняли, что теперь лодка стала совершенно
автономной. Из осознания того, какой рубеж мы только что перешли, родился первый, хотя и неофициальный праздник:
20 апреля 1958 г. мы поздравляли друг друга с лёгким паром уже на борту своей подлодки.
Для подстраховки торжества командир БЧ - 5 Борис Акулов припас канистру спирта. Надо сказать, что на Крайнем
Севере привычные для жителей средней полосы спиртные напитки - вино и даже водка - в морозы не пробивают. И пьют
там люди так называемый медицинский 96-градусный спирт. Напиток серьёзный, рекомендуется выдохнуть, прежде чем
опрокинуть рюмку, поскольку потом начинаешь хватать воздух, как рыба на берегу, а с полными лёгкими сделать это
сложнее. Сушит спирт всю слизистую оболочку мгновенно, но зато уж заряд даёт немалый.
Так вот, когда Акулов, как его к тому обязывал долг гостеприимства, предложил во время испытаний закусить, Александров
весело, но твёрдо дал понять, что канистра спирта сейчас неуместна. С этого дня на борту нашей лодки установилось
твёрдое правило: или атомная энергия, или выпивка! Сбросили аварийную защиту - пожалуйста! Пошли ужинать - сто грамм
не помешают. Но пока работает реактор, и ты при нём - думать забудь о выпивке.
Однако историческая достоверность не позволяет умолчать о том, что именно академик Александров - наш научный
руководитель и главный идеолог создания атомного флота страны - стал виновником импровизированного праздника под
кодовым названием " С лёгким паром! " Начался он незаметно. К традиционному вечернему чаю в кают - компании плавбазы
" Владимир Егоров " выдали по сто грамм сухого вина. Наша лодка была единственным кораблём ВМФ, на котором норму
спиртного разрешалось выдавать на плавбазе, а не только в плавании ( получено это разрешение было с учётом длительного
и непрерывного несения вахты во время испытаний ). После торжественного тоста, главнокомандующий ВМФ С. Горшков напомнил,
что завтра ( то есть уже сегодня ) в 12.00 назначено обсуждение плана дальнейшей работы. Так, что " чай " пора
заканчивать.
Однако эмоции, вызванные успешным завершением испытаний, продолжали своё предательское действие. Кают - компания,
правда была освобождена, но все разошлись по каютам. Герои дня - академик Александров и Акулов - перебрались в каюту
командира БЧ-5. Тогда ещё не действовал устав со всеми его ограничениями для схода офицеров на берег и предвзятого
отношения к ночным " чаепитиям " в своих каютах не было. Выдавался даже дополнительный, так называемый " сталинский "
паёк для таких случаев. Вот эту " чашку чая " и пили до самого утра два атомщика.
Неизвестно, что было важнее в конечном счёте - ответственное совещание у главкома или этот доверительный разговор
Александрова и Акулова. Фронтовые воспоминания академика - оборона Севастополя, немецкие магнитные мины и поиски путей
борьбы с ними - сменялись рассказами Бориса о кронштадской молодости, но оба непристанно возвращались к лодке и предстоящей работе.
Анатолия Петровича очень волновал вопрос, кому на корабле можно первым доверить сесть за пульт управления. К тому времени он всех
наших управленцев знал и по делам, и по характеру. Но посоветоваться лучше всего было именно с Акуловым - только им
обоим известны все тонкости этой сложной науки.
Зато утром, когда главком поинтересовался у академика, как он себя чувствует, Александров ответил: " Отлично! Ваши ребята
меня так попотчевали, что и сейчас вспоминаю самым добрым словом. Только, может быть, мы немного перенесём совещание? "
Горшкову не оставалось ничего другого, как согласиться. Однако тут же он потребовал " на ковёр " всех начальников - от командира
военной базы до командира корабля. И всё же нам удалось убедить генерала, что не лишним было снять все тревоги и волнения
последних месяцев. Виновники были прощены. С совещания я вернулся с конкретным планом подготовки корабля и экипажа к первому выходу в море.
На главную | Назад |