Л. Осипенко


Спуск на воду


Приближался день спуска корабля на воду. Больше всего тогда боялись, как бы кто - нибудь не увидел или, не сфотографировал атомную подводную лодку. Поэтому её постарались максимально замаскировать: на рубку натянули парусину, все выступающие части обшили фанерой, позаботились и о том, чтобы на берегу не оказалось посторонних.
Даже число присутствующих на спуске строго режимного объекта, предельно ограничили. Зато начальство было представлено в полном составе - помимо академика Александрова, который прошёл с нами все ответственные этапы, прибыл главнокомандующий ВМФ С. Горшков, министр среднего машиностроения Е. Славский, председатель Государственного комитета СССР по судостроению Б. Бутома, первый секрктарь Архангельского обкома Логинов, представители основных управлений ВМФ.
У всех было ясное сознание того, что они присутствуют при историческом событии. Ещё бы, спуск на воду первой советской атомной подводной лодки, которой предстояло изменить соотношение сил в военном противостоянии с империалистическим лагерем! Однако этот спуск был не похож на то, что обычно показывают в кинохронике. Не было красавца - корабля, картинно скатывающегося со стапелей и разрезающего носом пенящуюся воду под звуки оркестра и аплодисменты собравшихся.
Нашу лодку спускали бортом. Нужно было выкатить её на специальных тележках из цеха, где она строилась, к спусковому стапелю. И уже по нему лодку, установленную на новые тележки, на тросах постепенно опускали в воду. Постепенно означает: в течении нескольких часов, практически целый день.
При спуске экипаж лодки находится внутри прочного корпуса. Во - первых, это позволяет, когда корабль уже достиг водной поверхности, открыть клапана цистерн главного балласта и продолжить спуск уже за счёт собственного веса лодки. Во - вторых, по ходу спуска постоянно делаются остановки для проверки герметичности. Опустили лодку на один метр в воду - даётся команда: " Осмотреться в отсеках! " И экипаж самым тщательным образом обследует лодку, чтобы убедиться: всё закрыто и довёрнуто. И так до следуещего метра погружения.
Шампанское, правда при спуске лодки было, как заведено! Однако соблюсти традицию оказалось непросто. Ведь нос лодки предстовлял собой сферу, обтянутую резиной, и единственным жёстким местом, о которое могла разбиться бутылка, было ограждение горизонтальных рулей.
Моряки - народ суеверный. Если не разобьётся шампанское в момент спуска, то все, кому придётся плавать на лодке, будут поневоле вспоминать об этом в критические моменты. Мужчины, переглянулись: кто рискнёт взять это на себя? Тут кто - то, кстати, припомнил, что хорошо, когда шампанское о борт разбивает женщина. И отважная женщина нашлась: молодая сотрудница конструкторского бюро уверенно взяла бутылку за горлышко, размахнулась и...
Бутылка точно приземлилась на металлическое ограждение. Брызнула пена, и все облегчённо перевели дух. В это же время Борис Акулов разбил бутылку шампанского в реакторном отсеке. Он это сделал мастерски - матросы потом два дня собирали осколки. При выходе на открытое пространство не обошлось без курьёза. К вечеру поднялся сильнейший ветер, который в мгновение ока снёс всю старательно придуманную маскировку. Полетели над причалом тенты, загудели листы фанеры. Так что лодка наша родилась на свет, как и пологается, голенькой, если не считать спрятовшего рубку деревянного сарая и маскирующего хвостовое оперение ящика.
Патрулировавшая в окрестностях завода группа охраны обнаружила на берегу зевак, желавших своими глазами увидеть вновь спускаемый корабль. Назначение его не всем было понятно, и это порождало оживлённые споры. Действующие по инструкции охранники принялись призывать людей расходиться, и делали это следующим образом:
- Товарищи, расходитесь пожалуйста! Ничего интересного здесь нет - спустили на воду первую атомную подводную лодку.
Получив столь компетентное объяснение, люди удовлетворённо расходились. Как потом выяснится, в иностранные разведовательные органы эта информация не попала: многие из собравшихся на берегу имели какое - то отношение к секретным объектом и особенно не болтали языками. Да в то время и боялись говорить лишнее...
По нашей части первый первый спуск на воду прошёл благополучно. Лодку отбуксировали в бухту и пришвартовали, уперев носом в плавкран.



На главную Назад