Л. Осипенко


Последние приготовления


Весь май и июнь 1958 г. мы готовили лодку к первому выходу в море. К сожалению, на этой стадии наши интересы зачастую расходились с заводскими. Для них главное - сдать корабль военной приёмке в наилучшем виде. Нам же важнее отработать расписание боевой службы и задачу по выходу в море непосредственно на борту.
По правилам, завод должен предоставить экипажу последние десять дней перед отплытием на выполнение так называемой задачи №1. То есть, нам предстояло обжить лодку, навести на ней порядок, подготовить личный состав, оформить необходимую документацию и т. п. Я хотел, чтобы лодка была полностью отдана в распоряжение личного состава и все заводские работы на ней на это время прекратить. Но как обычно, что - то оставалось недоделанным, и за неделю до выхода в море на лодке всё ещё монтировали, чистили, красили. Попробуйте загерметизировать отсек, когда там работает сварщик, который на команду - " По отсекам исполнять! " - отвечает: " Я не могу. У меня работа идёт! " Посоветовавшись с Жильцовым и другими офицерами, я решил во что бы то ни стало вырвать у завода спокойных несколько дней, так как нельзя было допустить каких - либо неприятностей на борту из - за того, что мы не успели отработать какую - то команду или маневр. Я доложил о нашей проблеме председателю правительственной комиссии, который собрал совещание с представителями завода. Заводчане сопротивлялись, но и мы упёрлись. В очередной раз нас поддержал академик Александров, заявивший, что постарается закончить досрочно предстоящее размагничивание. Он же предложил для нашего общего спокойствия оставшееся время предоставить экипажу. На том и порешили.
Размагничивание проходят все корабли перед первым выходом в море. Лодку, как сердцевину катушки, обматывают через метр - полтора кабелем и пропускают через него мощный ток. Благодаря этому, все электрические и магнитные поля лодки компенсируются. Кстати, этой операции подвергаются и все плавающие корабли, по крайней мере, раз в год. Иначе при прохождении над магнитной миной, которая может лежать на дне ещё с войны, корабль своим полем заставит сработать взрыватель. Операция совершенно безопасная: лодка в это время находится на воде, а экипаж на борту. Но пока делают замеры, пока её размагничивают в направлении " север - юг ", потом " запад - восток ", время идёт. В этих условиях отработать организацию службы тоже невозможно.
Отвоевали ма себе трое суток, и распорядиться ими решили следующим образом: остаёмся у пирса, но имитируем полностью автономное плавание.
И вот с лодки сходит последний специалист. На борту остаётся личный состав и заводские старшины отсеков, которые непосредственно входят в сдаточную команду. Отдаются все береговые коммуникации, убираются сходни, задраивается рубочный люк. Работаем только от своей энергитической установки, даже питание на борту своё. Лишь телефонную связь мы сохранили с берегом на случай непредвиденных обстоятельств. Берег этим, естественно, воспользовался несколько раз, чтобы вызвать меня к начальству по пустяковым вопросам.
Какие только ситуации не были проиграны за эти три дня! Мы имитировали все хода, реверсы, погружения. Идти на глубину у стенки не рискнули - больно много болванок валялось на дне, переходили в позиционное положение, продувались... Даже аварийные тревоги у нас были!



На главную Назад