Н.Мормуль

 

БЧ-5 к выходу в море не готова, авария на АПЛ - " К-27 "

 

На первых подводных атомоходах, как советских, так и американских, первый контур реакторов был заполнен водой высокой степени очистки - бидистиллатом. Она служила одновременно замедлителем нейтронов, средством охлаждения ГЭУ и средой для передачи тепла в парообразующую систему. Однако в то время бидистиллат не считался оптимальным теплоносителем, и поиски в этом направлении продолжались.На второй атомной лодке США - "Сии Вулф" первый контур заполнили жидким металлом. Вскоре американцы убедились, что жидкометаллический теплоноситель создаёт дополнительные сложности. Во-первых, необходимо постоянно поддерживать сплав в горячем состоянии при стоянке лодки на базе. Во-вторых, эксплуатация реактора постоянно связана с угрозой замораживания (особенно в разветвительных вспомогательных коммуникациях) в случае технического отказа систем или при ошибках экипажа. Поэтому после непродолжительной эксплуатации ГЭУ с жидкометаллическим теплоносителем на "Си - Вулфе" вновь перешли на воду. К сожалению, мы несмогли достаточно быстро отказаться от применения жидкометаллического теплоносителя.

В начале 60-х годов ВМФ была передана подводная лодка с двумя реакторами на промежуточных нейтронах и жидкометаллическим теплоносителем, получившая обозначение " К-27 ". Председателем комссии по её опытной эксплуатации был известный моряк вице-адмирал Г.Н. Холостяков, первым командиром - капитан 2 ранга И.И.Гуляев. " К-27 " успешно использовалась на боевом патрулировании и учавствовала в учениях. Через несколько лет после начала её эксплуатации была проведена уникальная научно-инженерная операция по перезарядке активных зон реакторов при поддержании в расплавленном состоянии металлического теплоносителя. Несчастье с лодкой произошло 24 мая 1968г. Экипаж которым командовал капитан 1 ранга П.Ф. Леонов (командир БЧ-5 - капитан 2 ранга А.А. Иванов), осуществлял проверку и фиксацию параметров ГЭУ в режиме самого полного хода. Вдруг автоматический регулятор мощности реактора левого борта самопроизвольно вышел в крайнее верхнее положение, а затем его мощность за одну-две минуты упала с максимальной до7-8%. Настойчевые попытки выйти на мощность оказались безуспешными. Причину этого прекрасно понимал командир БЧ-5. При проверке лодки перед выходом в море он записал в журнале:"БЧ-5 к выходу в море не готова из-за непроведении температурной регенерации сплава".

Что это значит? Жидкометаллический теплоноситель содержит свинец и висмут, и в процессе эксплуатации реактора при неизбежных течах парогенераторов в сплаве возникают окислы и шламы. Как тромбы в кровеносной системе, они угрожают образованием закупорок, особенно при попадании в проходные отверстия уранового канала. В этом случае теплосъём прекращается, а температура здесь повышается до 1000 градусов по Цельсию. Канал горит, превращаясь в мощный источник радиактивного излучения, которое несмотря на биологическую защиту, разносясь по первому контуру, ухудшает радиоктивную обстановку. На " К-27 " парогенераторы левого борта постоянно текли, и Физико-энергитический институт(г. Обнинск) запретил выход лодки в море без проведения высокотемпературной регенерации сплава, позволяющей уничтожить окислы и шламы. Тогда на институт было оказано сильное давление сверху, и в итоге он разрешил плавание в порядке исключения, игнорируя при этом мнение командира БЧ-5. И то, что нетрудно было предвидеть, произошло: в результате течи парогенераторов последовал перегрев реактора и разрушение не менее 20% тепловыделяющих элементов. В отсеке резко возрасла гамма-активность( более 2000 Р в реакторном отсеке и части центрального отсека ) с выбросом радиоктивных газов, которые распространились по другим отсекам.

Посланный в реакторный отсек химик-дозиметрист доложил: " Прибор зашкалил ". Была объявлена радиационная опасность, но лодка продолжала идти под водой благодаря реактору правого борта. Командир не без основания считал, что таким образом корабль быстрее достигнет базы. Однако командир БЧ-5 убедил его в том, что необходимо срочно всплывать, вентилировать отсеки и проводить необходимые мероприятия с ГЭУ. Всё это время в реакторном отсеке мужественно боролись с аварией командир отсека старший лейтенант Д. Оффман, старшина команды спецтрюмных мичман Логунов, старший реакторщик мичман Петров и спецтрюмный матрос Сергиенко.

Поскольку в сообщениях командира неговорилось прямо об аварии реактора, командование базы предлагало выйти на рейд и там продолжать борьбу за живучесть. Однако это оказалось невозможным ни по технической ситуации, ни по состоянию личного состава. Все 124 члена экипажа (из них 27 офицеров) были переоблучены. Двадцать человек получили значительные дозы облучения ( от 600 до 1000 Р ). Весь экипаж был отправлен в госпитали Североморска и Ленинграда, а на лодку заступил резервный личный состав. В процессе борьбы за живучесть " К-27 " задохнулся в противогазе один из матросов, а в госпитале скончался дозиметрист, первым зашедший в аварийный отсек (фамилии обоих установить не удалось). Не спасли мичмана Петрова и старшего матроса Сергиенко. Умер и штурманский электрик мичман Воевода. Он сидел за гирокомпасами и не подозревал, что радиация уже поразила его. Самую большую дозу получил мичман Логунов, который провёл много времени в аварийном отсеке. Однако исключительная воля к жизни вернула его с того света. Он живёт до сих пор, потеряв в борьбе со смертью обе ноги. Никто из облучённых подводников не получил соответствующих документов и не пользуется никакими льготами. Как мы знаем по опыту других аварий на подволных лодках, это считается в порядке вещей.



На главную Назад
Hosted by uCoz