Л. Осипенко


Испытание лодки


Последний период стажировки экипажа на строительстве лодки занял больше года: с января 1957 по апрель 1958 г. Школа, которую проходили подводники в это время, казалась нам чрезвычайно важной, поэтому на совместном партийном собрании экипажа, коллектива завода и военной приёмке мы поставили вопрос о том, чтобы с первых швартовых испытаний всей техникой управлял личный состав лодки, а не заводская сдаточная команда.
Но сначало о том, что такое швартовые испытания. В приннципе, это проверка работы всех установок и механизмов корабля, когда он уже спущен на воду, но ещё пришвартован к пирсу. Лодка при этом многое из того, что необходимо для функционирования её установок, получает либо с берега, например электричество, либо с других кораблей, как это было с паром. Однако на практике испытания начинают ещё в цеху, если проверяемые системы не зависят от другого оборудования. Это - самый ответственный для завода - изготовителя период после монтажа. В сущности, завод проверяет: насколько построенный им корабль соответствует замыслу. Из числа лучших заводских специалистов назначался ответственный сдатчик корабля. На первых порах им был опытный инженер Николай Николаевич Довгань, а позднее его сменил Алексей Алексеевич Овчинников.
Помимо швартовых, проводятся ходовые испытания, когда лодка полностью автономна и фактически работает в режиме, в котором ей предстоит плавать. И те, и другие контролируются военной приёмкой, то есть представителем заказчика. Она следит как за нормальной работой техники в соответствии с расчётными параметрами, так и за правильным проведением испытаний. Военная приёмка выступает как требовательный покупатель.
После того, как построенный корабль полностью испытан и замеченные недоработки исправлены, завод и военная приёмка подписывают акт о готовности корабля к эксплуатации. Затем назначаются государственные испытания, где обе стороны уже вместе отвечают перед правительственной комиссией за соответствие тактико - технических данных лодки проектным. Здесь уже проверяется работа не отдельных установок, а способность корабля в целом выполнять своё предназначение.
Зачастую корабль выходит на ходовые испытания, когда ещё по отдельным системам не выполнены швартовые. Какой - либо поставщик не предоставил вовремя необходимую технику, что же из - за этого всю работу останавливать? В таких случаях в акте о проведении швартовых испытаний огаваривалось: такой - то механизм должен быть установлен, испытан и здан личному составу.
Швартовые испытания позволяют экипажу приобрести необходимые навыки обслуживания механизмов. Разумеется, сложная техника преподносит сюрпризы. Выходить из трудных, иногда даже аварийных ситуаций помогает высокая теоретическая подготовка инженеров, их дисциплинированность при работе на пульте, соблюдение главного правила, раз и навсегда установившегося на нашей лодке: с атомной энергией быть на Вы!



На главную Назад