Л. Осипенко


" Эффект начальства "


В сентябре 1957г. в Северодвинск прибыл зампред Совмина СССР, отвечающий за оборонную промышленность, Д. Ф. Устинов. Он хотел ускорить выход лодки в море и соответственно проведение следующего ответственного мероприятия - физпуска. Однако учёные не спешили, стремясь исключить возможные осложнения. На беседе Устинова с академиком Александровым присутствовал и я как командир корабля.
Глава советского военно - промышленного комплекса информирован был достаточно и сказал об этом прямо:
- Анатолий Петрович, когда же вы произведёте физпуск? Ведь теперь это зависит только от вас.
- У нас действительно всё готово. Приступим, когда вы уедете, - как само собой разумеющееся говорит Александров. - Физпуск - дело серьёзное, когда на нём присутствуют ответственные работники, обязательно что - нибудь пойдёт наперекосяк. Вы же сами прекрасно знаете, как действует " эффект начальства ".
- Ну, вы это мудрите, Анатолий Петрович. Вы сами - то могли бы объяснить, почему в присутствии начальства всё должно идти хуже, чем без него?
- А вы, Дмитрий Фёдорович, можете объяснить, почему бутерброд всегда падает маслом вниз? Нет? И тем не менее это так! Вот и " эффект начальства " объяснить невозможно, но что он существует, знаю по своему долгому опыту.
Другого ответа Устинов так и не добился и на следующий день уехал. И тут же Александров назначил физпуск. К 8 утра все приборы установлены, ответственные за физпуск Лазуков и Буйницкий готовы. " Начали !" Командиры групп дистанционного управления поднимают стержни аварийной защиты, приподнимают компенсирующую решётку, и реактор пошёл! Но только счётчики начали отсчёт, как в лодке погас свет.
- Ну вот пожалуйста! - невозмутимо отметил Анатолий Петрович. - И что было бы, если бы сейчас на лодке находился Устинов? А так, электрики переключатся, и всё будет в порядке! Тут действительно включился свет, и счётчики снова заработали.
Анатолий Петрович неизменно садился за пульт, если предстояло что - то делать впервые. И когда мы написали в отчёте, что физпуск пршёл нормально, это не исключало ( и об этом мы тоже писали ) множества возникавших сложностей. Подобный монтаж выполнялся впервые. По ходу дела приходилось принимать новые технические решения. Тут же отрезались и приваривались участки трубопроводов. Тут же если решение оказывалось правильным, вносились изменения в чертежи, чтобы допущенные просчёты не повторились на других лодках. Где - то не ладится с автоматикой, где - то что - то перегорело, где - то барахлит прибор... Каждая из этих неполадок могла означать ошибку, допущенную в разработке, и поэтому Александров считал своим долгом лично присутствовать при каждом новом шаге своего детища.
Следующим таким шагом был запуск от судовых реакторов всей силовой установки - завершающий этап швартовых испытаний.



На главную Назад