И.Р.Рассол


"Дельфин в Заполярье


Еще 30 июня приказом морского министра “Дельфин” включили в состав судов дивизиона подводных лодок особого назначения. К этому времени подводную лодку № 2, лежащую на камнях у Иоканьги, окончательно признали “в безнадежном к спасению состоянии” и исключили из списков флота. Помимо “Дельфина” в Александровске находилась лишь подводная лодка № 1. В начале сентября командир дивизиона И.И.Ризнич доложил, что “Дельфин” можно успешно использовать на Севере, однако “для плавания лодок необходима по местным условиям плавучая база, коей при дивизионе нет и без которой выход в море на мало-мальски продолжительный срок очень утомителен, особенно для лодки № 1-й”.
Вскоре при сборке механизмов на “Дельфине” выяснилась необходимость замены компрессора, выработавшего свой ресурс, и Главное управление кораблестроения срочно заказало новый агрегат заводу Лесснера; в Александровск его прислали в декабре. Машина оказалась тяжелой и громоздкой, пришлось оставить электромотор старого компрессора, так как он приводил в действие трюмную помпу, а новый механизм установить выше, выгрузив часть балласта. Эту работу закончили во второй половине декабря.
Между тем продолжались поиски крышки люка и труб “Дельфина”. По накладным их нашли в Петрограде и отправили в Архангельск, где они затерялись вторично. Дошло до того, что эту историю доложили морскому министру, посетившему в начале октября Александровск. Через несколько дней пропажу обнаружили, и 20 октября присланные из Архангельска недостающие детали попали на свой корабль.
После шторма 16 сентября у “Дельфина” оказались поврежденными ограждения носовых и средних горизонтальных рулей. Их ремонт занял несколько дней, так как для работы в носовой цистерне лодку приходилось “осушать” на мелководье во время отливов. В конце октября Ризнич доложил в МГШ, что “Дельфин” будет готов через месяц. Работы на “Ксении” выполнялись очень медленно, мастерская явно не справлялась с ними из-за хронической перегрузки.
Вскоре И.И.Ризнич получил предписание выехать за границу для перегона на Север подводной лодки “Святой Георгий”, построенной в Италии для российского флота. Он взял с собой многих специалистов из команды “Дельфина”, и лейтенанту Дрейеру пришлось срочно готовить для лодки новый экипаж. В конце декабря МГШ известил начальника дивизиона, что но плану подводные лодки “Дельфин” и № 1 в конце 1917 года будут заменены новыми лодками типа АГ.
Жизнь и служба на Севере в те годы была нелегка, особенно страдали матросы от недостатка витаминов в рационе. В 1917 году многие из команды “Дельфина” болели цингой, пришлось уволить в отпуск по болезни около половины моряков. Тем не менее, к весне “Дельфин” привели в состояние боевой готовности. Однако пыходить в море ему не пришлось. В начале апреля с обеих подлодок дивизиона по приказу начальника Кольского района сняли команды для “латания дыр” — приведения в порядок механизмов на кораблях дивизиона сторожевых катеров. Надзор за лодками поручили команде “Ксении”. На эти лодки как на реальную боевую силу уже не смотрели, тем более что “единственные ремонтные средства Кольского залива — транспорта "Ксения" — все время заняты непрекращающимся ремонтом указанных лодок”.
В ночь с 25 на 26 апреля поднялся сильный шторм. Волны выбили кранцы между корпусами, и лодку № 1 повредило ударами об ограждения горизонтальных рулей “Дельфина”. Вахтенный “Ксении” заметил неладное после 6 ч утра, когда лодка №1 уже осела в воде. “Дельфин” тоже понемногу принимал воду, так как удары волн по плоскостям рулей расшатали сальники. Лодку № 1 успели перетянуть ближе к берегу, где она и затонула, а “Дельфин” удалось удержать на плаву, лишь нижняя часть якоря гребного электромотора побывала в воде. Лодку подготовили к обсушке, но... через два дня командующий флотилией Северного Ледовитого океана обратился в МГШ с предложением признать обе лодки окончательно непригодными для боевой службы. Из Петрограда ответили, что их можно пока использовать для обучения команд лодок типа АГ, прибывающих из Америки на Север. После этого частью подводников укомплектовали корабли дивизиона сторожевых катеров... Стало ясно, что в близком будущем дивизион подводных лодок расформируют.
После Февральской революции в соединениях и на кораблях образовались комитеты, создали комитет и в дивизионе. На собрании 8 июня оставшийся личный состав принял обращение к подводникам Балтики “с просьбой настоять, чтобы при расформировании нашего дивизиона команда не была бы разогнана по разным надводным судам, а переведена в полном составе на лодки Балтийского моря...”. Туда же предлагалось отправить ценное оборудование. К августу в Петрограде решили перевести подводников с Севера на Балтику — в бригаду подводных лодок — и здесь же готовить команды для лодок типа АГ. Корабли дивизиона подлежали сдаче в порт, имелось и предложение переоборудовать “Дельфин” в портовый танкер. Приказом морского министра от 10 августа 1917 года подводные лодки № 1 и “Дельфин” предписывалось сдать к порту, в этот же день был подписан приказ о расформировании дивизиона. А 23 августа обе лодки исключили из списков флота.
Часть оборудования “Дельфина” отправили на Балтику, часть осталась на Севере. К сожалению, не сохранилась и серебряная закладная доска, ее забрал кто-то из офицеров, позднее эмигрировавший. Корпус лодки отбуксировали в Мурманск и оставили на береговой полосе территории торгового порта.
При обследовании Мурманского порта после окончания гражданской войны известный подводник Л.А.Белецкий поднял вопрос о дальнейшей судьбе “Дельфина”. В рапорте командира дивизии подводных лодок Балтийского моря Я.К. Зурабова на имя командующего флотом говорилось: “...крайне желательно... дедушку русского подводного флота спасти от разрушения и хранить с почетом, как хранят в Киле немцы первую лодку своего знаменитого изобретателя Бауэра”. Зурабов просил указаний на перевозку корпуса “Дельфина” в Петроград.
Ответ штаба флота в начале февраля 1921 года обескураживал: “...подлодка "Дельфин" уже продана Латвии и в ведении Моркома не находится; интерес к ней как к историческому памятнику отходит на второй план под давлением более важных... боевых интересов, экономического кризиса и расстройства транспорта...”. Чиновники Морского комиссариата явно не хотели лишних хлопот. Через несколько лет корпус “Дельфина” сдали на слом.
Так закончился путь первой боевой подлодки флота России. Служба “Дельфина” продолжалась 15 лет на Балтике, Тихом и Северном Ледовитом океанах. И хотя не довелось ему атаковать вражеские корабли, это не уменьшает значение первенца подводного флота России. Постройка и служба этой лодки дали богатый материал для создания последующих поколений подводных лодок “русского” типа. На “Дельфине” обучались наши первые подводники, закладывались приемы, методы, навыки, обычаи подводного плавания. А его создатели воспитали поколение инженеров и ученых, заложивших впоследствии основы современного подводного флота России.



На главную
Назад
Hosted by uCoz