И.Р.Рассол


Перевозка во Владивосток


Большинство строившихся подводных лодок планировалось отправить на Дальний Восток, и еще зимой началась подготовка к этой совершенно особенной операции. Стояла задача перевозить лодки, не разбирая корпусов, а лишь сняв рубки, выступающие части и выгрузив аккумуляторы. Масса кораблей при этом не должна была превышать ста тонн. Зимой 1904 года И.Г.Бубнов спроектировал для перевозки подводных лодок типа “Касатка” шестнадцатиосный железнодорожный транспортер; заказ на пять таких транспортеров в марте 1904 года передали Путиловскому заводу.
В начале сентября Бубнов предложил схему небольшой переделки транспортера, позволявшей перевозить на нем и “Дельфин”. Переделка касалась в основном подушек, на которых покоился корпус подлодки. Сам же корпус ни подкрепления, ни дополнительной обшивки не требовал, лишь при установке лодки на место клались прокладки из мягких липовых дощечек. Все эти доработки выполнил Паровозный завод (подразделение Путиловкого завода) во второй половине октября.


Транспортёр для перевозки подводной лодки "Дельфин" по железной дороге. Из фондов ЦВММ.

После испытаний и учебной стрельбы минами у Кронштадта “Дельфин” и “Касатка” 18 октября перешли к Балтийскому заводу. Началась непосредственная подготовка лодок к отправке. Главный груз проблем, связанных с этим хлопотным делом, нес М.Н.Беклемишев. Он занимался подбором команд, снабжением кораблей и людей в пути, организацией графика перевозки (всего отправляли семь лодок). Большого внимания требовали и строящиеся лодки.
В том году наступила ранняя зима, и следовало торопиться. На железнодорожной станции Новый порт, расположенной на берегу, лодки поднимали с помощью двух плавкранов и устанавливали либо сразу на транспортеры, либо на заранее набранные клетки. В этом случае при подаче транспортера лодку поднимали на особых мощных домкратах. Именно так в начале ноября на стенку Морского канала подняли и в ожидании транспортеров установили на клетки “Дельфин”, “Осетр” и “Сом”. Произвели необходимые демонтажные работы, которые на “Дельфине” оказались совсем небольшими.
Второго и четвертого ноября двумя эшелонами ушли во Владивосток однотипные “Скат”, “Налим”, “Касатка” и “Фельдмаршал граф Шереметев”, все постройки Балтийского завода. Перед отправкой транспортеры с лодками проходили контрольную обкатку на 40-километровом участке дороги.
Отправка “Дельфина” и “Сома” планировалась на 15 ноября в час дня; их свели в эшелон № 602. Начальником эшелона назначили командира подлодки “Сом” лейтенанта князя В.В.Трубецкого. За день до отъезда команды принял в Царском Селе император Николай II.В команде “Дельфина” уезжало много новичков. Среди них единственным опытным подводником оставался минно-машинный квартирмейстер 1 статьи М.П. Сюткин. Как это ни удивительно, но лодки уходили на войну... без оружия. Заказанные в Германии для “Сома” мины Шварцкопфа еще не прибыли, задержал заказ и санкт-петербургский завод Лесснера, готовивший мины для “Дельфина”.
Дорога до Красноярска не принесла крупных неприятностей, но 6 декабря на станции Кутулик в бондаже одного из скатов транспортера “Дельфина” обнаружили несколько больших выбоин. Получились они от слишком резкого торможения транспортера при движении эшелона на горных участках. Пришлось в изрядно промерзшей насыпи сооружать приямок для замены дефектного ската. Работы велись в хорошем темпе (помогло оказавшееся на станции высокое железнодорожное начальство) и заняли около суток. Дальнейший путь прошел без приключений. Через Байкал лодки вместе с транспортерами перевезли на пароме-ледоколе 11 декабря, а 29 декабря эшелон № 602 благополучно прибыл во Владивосток.



На главную
Назад
Hosted by uCoz